Михаил ПОПОВ. ПСЕВДОШЕКСПИРОВСКИЕ СОНЕТЫ. Часть первая. Журнал «Вертикаль. ХХI век», 2024 г.

 

 


 

Попов Михаил Михайлович. Родился в Харькове в 1957 г. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор многих книг прозы – романы, сборники повестей и рассказов, а также сборников стихов. Лауреат престижных литературных премий. Произведения переводились на китайский, французский, английский, немецкий, арабский, латышский языки. Неоднократно экранизировались. Заместитель главного редактора журнала «Москва», секретарь Союза писателей России, доцент Литературного института им. А.М. Горького. Живёт в Москве.

 

ПСЕВДОШЕКСПИРОВСКИЕ  СОНЕТЫ

 

 

Открылось мне о жизни много тайн,

Под старость я смотрю на мир печально,

Историю большую размотай,

И ты увидишь, всё в ней не случайно.

 

Но вместе с тем, я должен утверждать,

Она от нас зависит очень мало,

Ты можешь праздновать или страдать

Но Сталина не свергнешь с пьедестала.

 

Железными дорогами ползёт

Гигантская змея всемирной воли,

И от её капризов не спасёт

Никто, ничто, мы навсегда в неволе.

 

Один есть способ, щедро наплевать,

И завалиться с милою в кровать.

 

***

 

Прости меня, да, я не рассчитал,

Шагнул вперёд, но никуда не вышел,

Перед великим Богом не предстал,

И даже голоса его не слышал.

 

Кишечник мне промыли и укол

Не пожалели, весело вкололи.

Жёг же меня мой собственный глагол,

Я плакал, не испытывая боли.

 

Мы не увидимся ещё немало лет,

На новый опыт не отважусь больше,

Я полностью использую билет,

Что выдал мне зеленоглазый Боже.

 

Дождись меня, надеюсь, меня слышно,

Ведь там, где ты, и время неподвижно.

 

***

 

Да, раньше я легко переносил

Несправедливости жестокие примеры.

Теперь на это не хватает сил,

И в человечность не хватает веры.

 

Я постарел, я тёмен на просвет,

Во мне огня любви не остаётся.

Что будет на исходе моих лет?

Следы исчезнут радостных эмоций.

 

Мы умираем, только по частям,

Сухую мумию уложат в домовину.

Где я укроюсь в это время сам?

А может быть, заранее остыну.

 

Ведь может статься, что в конце концов,

Уже сейчас брожу меж мертвецов.

 

***

 

Да, раньше было дело, говорят,

Другие мастера, другие воры.

Теперь несчастья, выстроившись в ряд,

Одно лишь возбуждают – разговоры.

 

Живу в стране, урезанной слегка,

И всё-таки невиданно огромной,

Как океан здесь движется река,

Гордимся мы и шахтою, и домной.

 

А для души плодовые цветут,

И яблони, и груши, что не диво.

Уехать ли, останусь лучше тут,

Пусть где-то там и сорок раз красиво.

 

Да жизнь пошла, прошла на берегу,

Который я оставить не могу.

 

***

 

Что не скажу, я всё-таки солгу,

И правильнее я сказать не в силах,

У мира я пожизненно в долгу,

Мои друзья почти что все в могилах.

 

А я зачем-то должен продолжать

Свой долгий путь, ну и кому в угоду,

Обязан всякий раз изображать,

Что становлюсь мудрее год от году.

 

Мы не хозяева своей судьбы,

И даже мыслей мы не господа ведь.

На день рожденья созову гробы,

Такое даже нелегко представить.

 

И это право будет высший шик,

Когда придёт на праздник гробовщик.

 

***

 

Друзья поверьте, совершенных нет,

И каждый странен и убог порядком.

Нам равенство дарует Интернет,

Рассаживая всех по грядкам.

 

О чём мечтать, ты главного достиг,

Со всеми разом, ты ведёшь беседу,

В мгновенье ока сочинённый стих

Невидимо проносится по свету.

 

Ты узнаёшь, что в Токио жара,

Что в Иллинойсе завалило шахту,

Что к Магомету движется гора,

Сейчас они объединятся, ахтунг.

 

Ты на меня сейчас глядишь, мой свет,

Жизнь – то, чего не знает Интернет.

 

***

 

Что не скажи, уже не будешь нов,

Всё сказано и даже не однажды.

Ничем не потрясёшь мир до основ,

Слова не утоляют больше жажды.

 

Сказал мудрец – не нужно новизны,

Её прекрасно заменяет мера,

Весна весной должна быть и весны

От блогера мы ждём и от Гомера.

 

Что хочешь из себя изображай,

В попытках нам изобразить иного.

Но если в мае грянет урожай

Всех гибель ждёт, вот это будет ново.

 

Лишь одного не смыслю, хоть убей,

Вот ты, мой друг, чем старше, тем новей.

 

***

 

Про молодость теперь не вспоминай,

Она прошла, ты сам виновен в этом,

На жизнь ты молодость потратил, так и знай,

Но не убит, хотя и был поэтом.

 

Теперь влачи годов тяжёлый груз,

Хорошая жена, вот что в активе,

Но временами нападает грусть,

Становишься и злей, и суетливей.

 

Уж не пора ль пожитки собирать,

И ладить тарантас с вечерней клячей,

Да, молодость прошла, но умирать…

Пусть что-нибудь, хотя бы труп ходячий.

 

Да, молодость игрива как хорей,

Ямб старости пройдёт ещё быстрей.

 

***

 

Прошли года и вот пришла болезнь,

Она грызёт меня не отступая,

Как же она смогла в меня пролезть,

Когда она и боль её – тупая.

 

Я был всегда ловчила из ловчил,

Пил и гулял почти не просыхая,

Я все болезни пением лечил,

Но боль пришла тяжёлая, глухая.

 

Я в жизни всё сумею превозмочь,

Вот только б солнце надо мной светило.

Но слепота, я вижу только ночь,

И даже мне луна уж не светило.

 

Что мне сказать, молчат мои уста,

Когда душа несчастная пуста.

 

***

 

От мира ждал я всяческих чудес,

От предвкушений сердце изнывало,

Мир был громаден и красив как лес,

Казалось, что возможностей навалом.

 

Но вот опушка и редеет строй

Больших стволов, там дальше только травы,

И выясняется я не герой,

И не достиг ни почестей, ни славы.

 

Никто меня не видел на путях,

Лесные тропы не делил со мною,

Всё, всё прошло и жизнь моя пустяк,

И вот теперь обиженно я ною.

 

В чём тут мораль, да вывод прост и ясен,

Не надо слушать популярных басен.

 

***

 

Все ложь и тлен, бессмыслица и сон,

И не на чем надежде утвердиться,

Возделывай у дома свой газон

И не иди напоперёк традиций.

 

Большой герой собрал большую рать,

Решил завоевать все страны мира,

Инфекцию схватил и умирать

Ему придётся, не снискав кумира.

 

И муравей свой краткий день прожил,

И в муравейнике бесследно канул,

Ну то есть ничего не совершил,

Всего одна из миллиарда гранул.

 

Господь играет на своём лугу,

Я возмущаться этим не могу.

 

***

 

Освоившего хитрое искусство

Писать стихи и ближних заражать,

Чем-то таким, что порождает чувство

И заставляет мыслить и дрожать,

 

Так вот, такого мастера я сходу,

Готов прикончить, он опасный тип,

Чтоб не строчил он песню или оду,

Чтоб не закончил свой последний всхлип.

 

Он весь порядок жизни нам расстроит,

Смутит умы и вдруг покинет нас,

Пребудем же в своём привычном рое,

Где пребываем славно и сейчас.

 

А как зовут меня? Пускай, Сальери,

Я помогаю с петлей в «Англетере».

 

***

 

Свои пути не открывай мне Боже,

Не выдержу я этих слов и цифр,

Воистину же для меня дороже

То, что моё существованье – шифр.

 

Знать не хочу ни часа, ни локаций

Своей кончины, только от щедрот,

Шепни тихонько, что в концерте наций

Останется мой маленький народ.

 

Я в нём останусь очень малой каплей?

Не говорили мне правды, промолчи,

Понадобятся ль нам большие сабли,

А, может быть, великие врачи?

 

Пусть будущее зреет за стеною,

Знать не хочу, что будет там со мною.

 

***

 

Зову я смерть, смотреть невмоготу

Какие дрязги в мире современном,

Вот самолёт стреляет на лету,

Вот героин слоняется по венам.

 

Невинный загибается в тюрьме,

Людишек мирных гонят по пустыне,

Лишь выгода у люда на уме,

Невинность же присуща лишь скотине.

 

У монстров власть и деньги у горилл,

А честный человек так нынче редок,

Кто этот ад кромешный заварил,

Какой-то дальний и ужасный предок.

 

Но тот чей голос до поры негромок,

Что он устроит милый наш потомок?

 

***

 

В основном и в главном я за вас,

С вашею идеей не спорю,

Войны есть творенье крупных масс,

Лишь тайге подобное, и морю.

 

Всё за други я отдам своя,

И не пожалею ни секунды,

Но хочу спросить, а где же я?

И мгновенно вспыхивают бунты

 

В сердце или где-то там, в мозгу,

Что, меня свели к пустому месту,

Рассмотреть себя я не могу,

Вижу только родину и бездну.

 

А победа, для кого она,

Если умершему не нужна?

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СУЛЕЙМАНУ СТАЛЬСКОМУ. Подборку подготовил Мурад Саид.