Игорь СОЛОВЬЕВ. С СОСТРАДАНИЕМ В ДУШЕ. Комментарии к выходу книги Валерия Сдобнякова «Путешествие за звёздами». Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 90, 2024 г.
Соловьев Игорь Александрович. Родился в 1953 г. в городе Гусеве
Калиниградской области в семье военного. Окончил Казанский авиационный институт
имени Туполева, факультет летательных аппаратов. Работал по специальности. Был
ведущим инженером на машиностроительном предприятии. В девяностые годы прошлого
века опубликовал много аналитическо-разоблачительных статей в газетах
«Советская Россия», «Русский Вестник». Был лауреатом газеты «Советская Россия»
за свои произведения по итогам года. В последнее десятилетие в издательстве
«Вертикаль. ХХI век» вышли его книги рассказов и
повестей “Тихие окраины», «Гипсовая трава», «Яд для Сальери», «По следам
Цветочного льва» (рассказы и сказки для детей). Живет в Нижнем Новгороде.
С СОСТРАДАНИЕМ В ДУШЕ
Комментарии к выходу книги Валерия Сдобнякова
«Путешествие за звёздами»
«Машину трясло, и,
чтобы не ударяться головой о натянутый брезент потолка, Павел ещё ниже
пригнулся в тесной, неудобной кабине старого легкового «газика» и покрепче
вцепился руками в согнутую из металлического прута ручку перед собой, тоже
маленькую и неудобную, как и вся кабина, с небольшими протёртыми в брезенте
дырами. И эти крохотные отверстия в крыше и стенах кабины сейчас прыгали перед
глазами яркими точками, раздражали и невольно отвлекали взгляд от дороги.
Снаружи доносилось почти непрерывное шипение воды, которая после дождя,
прошедшего ночью, залила колеи и сейчас надвигалась на машину двумя неширокими
тёмно-грязными полосами».
Это из повести «Мост» Валерия Сдобнякова. Впечатляет? Да,
отменно. Будто в твои собственные ладони вдавливается, оставляя ржавые вмятины,
ручка из сваренного прутка, будто сам трясёшься по ухабам, мчась в тревожную
таёжную неизвестность, – а что там впереди, – остаётся только угадывать. Но уже
с этой подачи текста, с первых строк мы понимаем – нас ждёт впереди «жёсткий»
сюжет, без сантиментов.
Ощутимо физически, осязаемо, зримо, визуально наше вхождение
в повесть. (Можно было бы даже сказать, что и кинематографично, – но
кинематограф всё-таки вторичен, он после литературы, после сценария, после
сюжета. Поэтому – просто образец добротной прозы.)
Герои первых «таёжных» произведений писателя – не слепленные из
слов, не эфемерные, инфантильные создания, не бескостные, бестелесные гламурно-фантазийные
персонажи-схемы, сыплющие без устали сентенциями (каких полно в проходной
современной литературе), а люди настоящие. Из прочной плоти, мужественно
воспринимающие своё нелёгкое, скупое на удачу и нечаянные подарки, суровое бытие,
но способные с неизбывным интересом ощущать
жизнь в разнообразных, – даже в мельчайших – её проявлениях, как, скажем, успокаивающую,
надёжную весомость патронов на ладони: безоружным в тайге выживать трудно.
«Патроны приятной тяжестью давили
Алексею на ладонь. Их было ровно восемь — коротких, гладких, тупоносых,
удивительно напоминающих бульдогов. Перед тем как утопить патроны в
металлическом пенале обоймы, Алексей любил подержать их на весу, поподкидывать
невысоко и осторожно, пощупать поблёскивающие тускловатой желтизной головки
пуль, то сжимая, то разжимая кулак.
За двенадцать лет, отработанных на
Урале съёмщиком в старательской артели, он до мельчайших подробностей изучил
порядок получения оружия и знал наперёд, как Матвеич, бессменный оружейник
прииска, вынет из сейфа пистолет системы Макарова – оружие старое и надёжное,
опробованное; затем достанет амбарную книгу, твёрдые корки которой заляпаны
оружейным маслом; аккуратно, чтобы не повредить нитки, прошившие насквозь все
листы, откроет её и, вписав в первую графу фамилию – Волков, проставит далее: патронов – 8, обойма – 1, пистолет №… – 1, ткнёт жёлтым прокуренным пальцем в
конце — расписывайся» (рассказ
«Последний день»).
Люди, уважающие себя, а значит, и собственное слово, и потому
на пределе сил исполняющие свой долг перед другими и своей совестью. Хотя, откажись
они, никто бы не осудил их: человек ведь не рождён двужильным, а упорствует,
упирается только по собственной воле.
О тайге автор знает не понаслышке, не из туристических проспектов
и туров, – знает с детства. Потому что сам родом из Сибири, из края,
обрамлённого, окружённого величием бескрайней тайги, Красноярского края, а если
увеличить обозначение на карте, то детальнее проявится и название места
рождения: посёлок или станция с совсем простым русским названием Решёты. Там и
прошли дошкольные годы.
По утверждению психологов, характер человека во многом
определяется как раз в раннем детстве. А Сибирь – мир особенный, заповедник
истинно русского характера, для которого мороз и солнце, пусть и неяркое, –
наше всё. Без зимы, без морозов нам как народу, наверно, и не состояться бы. И
чего-чего, а морозов в Сибири хватает. Настоящих, знатных, знаменитых на весь
мир, – сибирских. И ограняет сибирский мороз характеры лучше любого резца. При
сухом зимнем воздухе мороз этот, даже если под сорок, неназойлив, как бы вежлив
и вкрадчив, но безалаберных пижонов не уважает. Пофорсишь в лёгкой шапчонке – в
миг уши станут белее инея, и бесчувственны, хоть оторви – боли не ощутят.
А детишкам-то ещё труднее. Но с
малолетства понимают – не трещи пустое, не болтай на морозе, береги слова, выбирай
самые нужные, – иначе посадишь горло, мигом сгорит. И если зимой застигнет в
дороге детвору напористый ветер в лицо – тоже испытание. Сибирский ветер зимой,
– это не тот, что освежает лицо, добавляя лёгкого румянца и приятно шевеля
причёску. Иной. Сдувает с ног, вяжет, колет, парализует лицо ледяными иголками,
– берегись! Однако не поскачут ребята по глубоким сугробам, чтобы где-то укрыться
от этого ураганного ветра: свои же товарищи засмеют. Будут, закрывая лицо
рукой, идти на этот беспощадный ветер, наперекор. Уже с детства – решимость не
ронять чувство собственного достоинства. Тоже – в характер! Из-за мороза в
школе – освобождение от занятий, – и где дети, сидят дома, дрожат возле батарей
отопления? Нет, азартно отмечают освобождение весёлыми играми-забавами на
улице, при том же морозе. И частенько по утрам умываются не холодной водой из
крана, – ледяной. Так с детства и воспитывается сибирский характер, выносливый,
самостоятельный и основательный.
(Вспомним
из истории, как в суровую военную годину оптимистично прозвучало для Москвы
сообщение: на помощь, на защиту столицы прибывают издалека «сибиряки».
Обнадёживало само это имя. Даже если кто-то из воинов сибиряков не был ещё проверен
в тяжёлых сражениях, они, испытанные и воспитанные сибирскими морозами, не
подведут: основательны, закалены, надёжны и готовы без лишних слов, без суеты
стоять за правое дело глыбой, до предела, намертво. Сибирский характер!)
После
сибирского воспитания – школьная (а потом и дальнейшая) жизнь в Горьком, в
Нижнем.
В эссе-повести-очерках «ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ СЕРДЦА МОЕГО. Ловля
рыбы и случаи из жизни в пределах старой Нижегородской ярмарки» увлекательно
описано открытие окружающего мира, жизни вокруг своего дома любознательным, пытливым
и довольно самостоятельным пареньком, – с комментариями и размышлениями уже
взрослого, повидавшего многое, человека, спустя многие годы.
Словно присутствуя рядом, читатель вместе с мальчишками заглядывает
в окна старинного здания, где мастерицы расписывают стеклянные новогодние
игрушки. Или, как герой повествования, с охотничьим мальчишеским инстинктом
караулит возле тёмной проруби большую рыбу, и когда добыча выпущена дома в ванну,
– тоже вдруг угадывает огрублённую, животную красоту большой белой рыбы с чёрным спинным плавником. Много подобных
интересных и живых эпизодов. В общем, воспоминания не просто мастеровитого писателя,
но и наблюдательного, точного в деталях, краеведа (За что автору отдельное
спасибо. Жаль, не нашлось подходящих фотографий, с теми старыми зданиями и
прежними пейзажами возле Староярмарочного собора. Хотя, скорее всего, таковые
где-то есть. И хорошо бы – но конечно, это только пожелание со стороны, – на
основе названной повести, добавив ещё что-то своё, или со товарищи, издать
книгу воспоминаний об обычной нижегородской жизни. Ведь многим из нас интересны
описанные хорошим слогом история, традиции, быт родного края, да и иных земель
Отечества, – как, например, «Москва и москвичи» В.А.Гиляровского или очерки
«Заметки петербургского зеваки». Тема неизбывная.)
Другое бытоописание, только глобальное,
всемирное – в неутомимой летописи В.В. Сдобнякова «Сквозь годы, карауля время».
Можно было бы не трепать себе нервы, переживая уже произошедшее, – и порой не
самое приятное, – снова и снова, а настраиваться на отстранённо философский
лад: пройдёт и это… Но писатель методично, скрупулёзно дополняет, продлевает хронику
трудных, тяжёлых, опасных, судьбоносных времён. .И перед нами – Река времени. Редко
блистающая тихим светом, но чаще выходящая из берегов, дымящаяся, бурлящая потоком
событий. Река, доносящая предметы, сводки, образы и звуки: грохот бульдозеров, сокрушающих
по наущению иуд памятники советским воинам-освободителям; нарастающие, как
цунами, волны военной техники, поставляемой против нас врагами; помятые,
отброшенные за ненадобностью, лицедейские маски этих врагов, жаждущих сообща,
скопом, опрокинуть и искромсать Россию, – многое приносит эта бесконечная,
беспокойная река.
И всё же придёт время, – и опасности,
тревоги страны отдалятся; Россия, – трудом и подвигами многих и многих героев, –
отстоит чувство собственного достоинства, свои справедливые, законные требования
и интересы. Тогда враги и осмотрительные недруги скажут нам: что старое
бередить, забудем! А забывать – нельзя, слишком большая цена уже заплачена. И
вглядываясь в сброшенные врагами личины с любезными улыбками из папье-маше, в
их пустые глазницы, вспомним, как одни из них с издёвкой ухмылялись нам,
дескать: «Да мы же не сами, мы ж чужими руками!», а другие, колышась, словно
придонные водоросли, просто подличали и потихоньку предали нас.
Вспомним и тех, кто остался нам верен,
не отвернулся. Ради взаимности, из вежливости. И хроника, вроде летописи
Валерия Сдобнякова, напомнит нам, кому и какой мерой должно воздать, когда
представится возможность. Это уроки на будущее. И напоминание о прошлом (каковым
однажды станем и мы). Не для архива, – для изучения, для анализа, для не
повторения ошибок.
Не покидает ощущение, что в целом родной
наш язык деградирует: много новых иностранных вкраплений, очередных чужеземных
словечек, да и технический прогресс не в помощь: эпистолярный жанр приказал долго
жить. Не нужно задумываться над письмом, чтобы ненароком не обидеть адресата небрежностью
речи, – и самому не выглядеть прозаичнее, ограниченнее, чем ты есть на самом
деле; не надо вспоминать правила языка, да и много ли наберёшь на компактном экране
телефона (смартфона и т.п.)? Ты же и сам (или сама), и твой собеседник – современные
люди, чего время-то зря терять на слова, да ещё всякие оттенки? Вместо
изумления, удивления, восхищения – занесённое заморской пеной «Вау!», в конце
наспех набранного даже не послания, – текста, – отдуплись смайликом, – и «прикольно»
ж, да? А уж если хочется блеснуть неким изыском, – не поленись, нажми кнопку искусственного
интеллекта, – и Цицерон удивился бы набору аккуратно пристыкованных друг к
другу фраз и цитатных мыслей. Увы, оскудевает речь, а вместе с нею, при всём
многообразии материальных приобретений, и сам современный человек.
А вот как раз умным проводником в
богатый мир русской словесности, а заодно и одним из островков хорошей,
добротной литературы может послужить журнал «Вертикаль. ХХI век», созданный во многом благодаря
огромным усилиям, умению общаться, находить общий язык и заинтересовать,
потраченным нервам и незаурядному таланту как писателя, как публициста, –
Валерия Сдобнякова. Иногда горячливый, несдержанный в спорах (что с возрастом
сгладится, но возможно, это и не желательно: писатель – не бухгалтер,
бесстрастный флегматизм ему ни к чему), он умеет подолгу слушать, прислушиваться
к фразам, к словам, творческой интонации, умеет увидеть искру таланта в чужом
творчестве, достоинства других авторов. Что крайне важно для главного
редактора. Благодаря этому в журнале не только появляются новые интересные
произведения, но и возвращаются нашей памяти имена незаслуженно забываемых
граждан, послуживших духовности и упрочнению Отечества, пусть даже они из
провинциальной глубинки.
Вышел из печати новый том
романа-дневника Валерия Сдобнякова «Путешествие за звёздами», охватывающий
2020-2021 года. (Напомню: до этого были три книги «Искры потухающих костров» –
1999-2016 гг. и продолжение «За тайной гранью» – 2017-2019 гг.) Впереди
судьбоносное для России время – принятие сложнейших решений в обстановке
ненависти всего западного мира. И его честно и мужественно на страницах уже
следующей книги «Забытой дороги назад» отразит писатель. Главы из неё опубликованы
в «Вертикали. ХХI
век». Читателя ждёт действительно увлекательное путешествие в пространство
интересных наблюдений и острых мыслей.
Теперь уже довольно давно, в самом
конце минувшего века, писатель Валентин Николаев в предисловии к книге
Сдобнякова «Искушение» отметил важную особенность, присущую прозе своего
ученика (процитирую по сборнику статей «Вертикаль Валерия Сдобнякова», издание
второе, 2020 г., в котором собраны наиболее интересные работы о жизни и
творчестве прозаика):
«По образованию Валерий Сдобняков
инженер-экономист, родился в Сибири, а всю жизнь живёт в Нижнем, на Стрелке,
человек он стабильный, консервативный, в хорошем смысле. Как раз то, что и
нужно прозаику. В памятном 1980-м, он был молод, не беден и не унижен, и тем
удивительнее показалось мне (из рукописей), что ему уже присущ трагизм жизни и
сострадание к живущим в этом мире. Едва ли эти качества приобретаются, они
изначальны, даны свыше. Также, как и притяжение к слову… Валерий Сдобняков
всегда был «прилежным учеником», но часто держался на особицу, чем вызывал
некоторый ропот сотоварищей. Но это не было высокомерным уединением. Из
рукописей и разговоров я видел, что в нём идёт мучительная борьба, поиск
какого-то выхода, компромисса между материальным и духовным. Вечная борьба для
всех. Кто её не познал – вроде, как бы ещё и не жил. Писателю этого конфликта и
вовсе не избежать».
Удивляет проницательность,
предвидение опытного писателя в отношении к тогда ещё только начинающему свой
творческий путь литератору. Книгой «Путешествие за звёздами», как и всем своим
творчеством, Сдобняков доказал истинность этих слов.
23.8.2024
г.
Комментарии
Отправить комментарий