Валерий СДОБНЯКОВ. ДАЛЁКИЕ И ПРЕКРАСНЫЕ ГОДЫ
(Несколько слов о художнике Альберте Дмитриевиче Данилине) На фотографии: художники Е.И. Юсов, В.И. Занога, писатели В.Г. Цветков, В.В. Сдобняков, художник А.Д. Данилин, скульптор В.И. Пурихов. У меня в квартире на стене комнаты, где я чаще всего работаю, висит большой этюд – пейзаж, написанный нижегородским художником Альбертом Дмитриевичем Данилиным. В справочнике Нижегородской организации Союза художников России «Художники Нижнего Новгорода. 1933-2003» репродукция этой картины названа «Отчий дом». Под ней стоит дата – 1987 год. Для страны начинались тяжелейшие испытания, о которых она пока не догадывалась. Но предчувствие чего-то тяжелого, скорбного уже подсказало художнику иначе взглянуть на привычный, с детства до мельчайших деталей знакомый, мир. Мир, окружающий отчий дом. Потому в этой работе, с одной стороны, вроде бы по сюжету вовсе незатейливой (двор деревенского дома, в котором есть какая-то неустроенность, обречённость), с другой стороны есть колоритность, живописность, насыщенность цветом. В ней ощущается духовное напряжение. Пейзаж внутри себя как бы законсервировал неспокойное ожидание. Я этой картиной дорожу. Подарил мне её Альберт Дмитриевич ещё в начале нашего знакомства, прямо со своей юбилейной выставки, которая проходила в залах Выставочного комплекса на площади Минина и Пожарского. Потом он забирал эту картину на другие выставки, но всякий раз она возвращалась на своё место на стене моей комнаты. Человек Альберт Дмитриевич порывистый, нетерпеливый и даже несдержанный. В оценках категоричный. И как всякий категоричный человек, он, не всегда доказательно критикуя других, совершенно не выносит критических замечаний в свой адрес. И от этого можно подумать, что тут кроется в его душе некое эгоистическое начало. Но это не так. Потому что ну кто ещё может тяжелейшим трудом вырастить у себя в Сеченове урожай лука, собрать его, привезти в Нижний Новгород и раздать друзьям? Никого, кто бы мог ещё так же поступить, я не знаю. Ведь это не яблоки собрать, а лук, для которого, чтобы получить урожай, пришлось лопатой перевернуть тонны земли, вспахать этой лопатой целое поле. Затем его поливать, пропалывать, обихаживать. По осени собрать выращенное, обработать, высушить, в сетках и мешках на своих плечах перетаскать в машину, из неё (по приезду в Нижний Новгород на площадь Лядова) в мастерскую. В общем – труды не малые. И не всякий на них решится. А уж после так распорядиться добром… Или вот кто ещё устраивал посмертные выставки своим коллегам, как это делал Данилин? А он не только преданно послужил памяти друзей-художников Виталия Степановича Баранова и Льва Фёдоровича Шаболдина, но и написал о них статьи (также жёстко, взыскательно, но, главное, заинтересованно, неравнодушно), настоял на том, чтобы репродукции их картин были опубликованы на обложке журнала «Вертикаль. ХХI век» в номерах 35 и 38. Вообще писательству Данилин не чужд. Он постоянный автор литературного альманаха «Тёплый Стан», который издаётся у него на родине в Сеченове. В 2011 году даже выпустил небольшую книжку с лаконичным названием «Проза», в которую вошли воспоминания о близких, односельчанах, художниках, зарисовки человеческих характеров, размышления по поводу исторического пути России. Может быть, из-за того, что Альберт Дмитриевич не порывает с Сеченовым (бывшим селом Тёплый Стан), он и остался верен до конца своей большой Родине. Здесь корни и его жизни, и его творчества, и его поисков в мироздании. Мне случалось бывать у художника в гостях в Сеченове, париться в его баньке у оврага, сиживать за его хлебосольным столом, рассматривая рисунки и картины на стенах родительского дома. В военном 1942 году родился Альберт Дмитриевич в семье художника и учителя, заслужившего у односельчан добрую память (о нём даже стенд есть в местном краеведческом музее), потому он и естественно перенял от отца тягу к творчеству. Потому после службы в Военно-Морском флоте всё-таки завершил учёбу в Горьковском художественном училище. Оттого и естественным кажутся его слова благодарности своим тогдашним учителям, которыми он завершает последнюю страницу в своей книжке: «…С благодарностью помнишь многих преподавателей – и Анатолия Васильевича Самсонова, и Галину Павловну Миронову, и Дмитрия Дмитриевича Арсенина, и Кима Ивановича Шихова, и Владимира Петровича Батуро, и Елену Сергеевну Кукош, чья душевная щедрость многим из нас оказала поддержку в трудные, далёкие и прекрасные годы нашей юности!» Валерий СДОБНЯКОВ, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий