Валерий Сдобняков. ЗА ТАЙНОЙ ГРАНЬЮ
Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 61, 2019 г. Портрет Валерия Сдобнякова. Заслуженный художник РФ В.Г. Калинин Сдобняков Валерий Викторович. Родился в 1957 г. в Красноярском крае. Создатель и главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век». Секретарь Союза писателей России. Председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России. Лауреат многих всероссийских и международных литературных премий. Награждён государственной наградой – «Медалью Пушкина», а также Почётной грамотой Нижегородской области и Почётным знаком главы города Нижнего Новгорода. Автор тридцати книг прозы, публицистики, критики. Живёт в Нижнем Новгороде. ТЛЕНИЕ НЕ НАСЛЕДУЕТ НЕТЛЕНИЯ 2018 год 1 октября Ещё вчера график Сергей Шабанов приходил в Союз писателей, предлагал сделать свою выставку в нашем зале. Сегодня вновь зашёл — зовёт к себе показать работы. Оказывается, живёт на Рождественской, напротив, в доме с внутренним двором-колодцем. Во второй половине дня пошёл к нему. Высокая старинная лестница с оббитыми ступенями, чугунные ажурные перила, залитые чёрной краской, этажные площадки, узкие и долгие. Стены, потолки облуплены, местами штукатурка обвалилась, обнажив кирпичную кладку из старого, морковно-красного кирпича. Но дух прошлых веков продолжает в этих стенах жить — сохранившейся местами лепниной, массивными шкафами для верхней одежды, что предусмотрительными архитекторами были вмонтированы в стены перед дверями квартир. Неповторимый колорит ушедшей эпохи. Так он мне приятен, интересен. Работы Сергея я знал в первую очередь по его книжной графике — интересной, мастерской, но несколько суетливой (так мне всегда казалось). Он оформлял издания Юрия Адрианова, Валерия Шамшурина, Петра Еремеева. В последние годы Шабанов работает в компьютерной графике (или это нужно назвать как-то иначе — не знаю). Все последние многочисленные тома Марии Сухоруковой оформлены им. Сейчас зарабатывает деньги тем, что для изотерического интернет-магазина создает карты таро. Эти образцы он и показывал. Интересные работы на самые разные темы — от Древнего Египта до современных художников. Есть у Шабанова серия о русских писателях (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов… Булгаков, Есенин, Ахматова), о Санкт-Петербурге, о художниках эпохи Возрождения, о русской истории. Всё выполнено в его узнаваемом стиле — на первом плане главный портрет, на втором — сложная композиция из многих персонажей, предметов интерьера, образцов архитектуры, резко изломанных прямых линий. Всё это зрителя затягивает, завораживает яркостью, красотой, сложной интеллектуальной игрой. Мне бы хотелось, в первую очередь, выставить серию о русских писателях и поэтах. На этом и расстались. Вечернее небо почти очистилось. Оставшиеся облака окрашены снизу розовым светом заходящего солнца. Между ними нежные краски бесконечности, что на глазах преображается, теряет свою нежную прозрачность, тяжелеет, становится скучной серой пеленой. 2 октября Министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу доложил президенту В.В. Путину, что комплексы С-300 в Сирию уже поставлены. Переброска осуществлена самолётами «Руслан»… Встречался с Натальей Адриановой. Книга воспоминаний её «Жизнь моя, легкокрылая!» оказалась довольно внушительной. Начал читать с увлечением. Главное — написано с искренней любовью не только по отношению к близким людям, но и просто знакомым — соседям по дому, друзьям по двору. О бабушке — жизненно мудром человеке: «Наши бабушки не были психологами, но хорошо знали, когда погладить ребёночка по головке, когда по попке шлёпнуть. Психологами их делала сама жизнь, да и была она более выстроенная, если можно так сказать, стояла на твёрдых устоях, и отклонившихся от этих устоев общество единодушно отвергало и наказывало». «Бабушка родилась в семье простолюдинов, но хочется отметить, какова была культура быта даже в таких семьях. Помню с малолетнего возраста, что на стол никогда бутылки вина не ставили. Положено было вино или ещё что покрепче переливать в графинчики. Позже, когда всё опростилось, стали и в нашей семье выставлять бутылки на праздничный стол. Я была совсем малютка, но запомнила, как бабушка в один из таких семейных сборов горестно произнесла: «До чего я дожила! Бутылки на стол начали ставить». «В нашей родне есть учёные, инженеры, военные, художница, заслуженные артисты, режиссёры, преподаватели вузов и школ. Профессия преподавателя в нашей семье самая распространённая: среди нас девять преподавателей. Достойный итог жизни Натальи Андреевны Летниковой». Напомню — русской простолюдинки. Так рождалась новая русская интеллигенция в послереволюционный период. 3 октября Глубоко разочаровавший разговор с А.А. Абрашкиным. Никто не готов поступиться самой малостью от себя — буквально копеечкой. А если невольно случается, то помнят об этом (с сожалением, обидой) годы. И в то же время легко пользуются плодами дела, которое создал кто-то, потратив на него годы жизни. При этом не возникает в их сердцах ни чувства благодарности, ни сочувствия, ни понимания. Вот уже сколько десятилетий знаю фразу из «Энеиды» Вергилия: «Бойтесь данайцев и дары приносящих», а всё мне не в разум, не в прок это знание. Отец Владимир Чугунов сообщил, что сегодня у него забрали последние пачки с моей книгой «Лестница». Просили больше, да у него уже тираж закончился. 5 октября Владимир и Мария Заноги назвали совместную выставку в Выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского «Преемственность». Заняли своими работами всё правое крыло первого этажа. Какого-то открытия не состоялось, картины и отца, и дочери известны по прежним показам. Традиционная добротная живопись «русского направления». В залах, где выставлены такие полотна, душе хорошо, уютно. Состоялся у меня разговор по поводу нынешнего состояния русского языка с профессором, кандидатом юридических наук, полковником милиции в отставке, сейчас преподающим в Нижегородской академии МВД РФ А.Н. Лушиным. Причём начал говорить на эту тему Александр Николаевич сам — словно прочёл мои размышления по этому же поводу, что делал я уже несколько раз. И ведь полное совпадение (по теперешнему состоянию) примеров, оценок, ожиданий на дальнейшее. Тревожит эта тема думающих людей. Отмечалось открытие выставки довольно тесным кругом в ресторане «Мокроусов» — в доме, где когда-то жил знаменитый композитор (ныне улица Октябрьская, дом 12).Как оказалось, именно здесь висит тот студенческий портрет Заноги, о котором Владимир мне ранее рассказывал. Хозяин ресторана подобрал его у контейнера с мусором — о чём всем нам и рассказал. Тут уж и Лушин вспомнил, как в детстве в этом доме в одной из коммунальных комнатушек сидел с тётушкой, вернувшейся после 20 лет лагерей в родной город. Старушка страдала водянкой и умерла у него на глазах. Вот так всё перемешивается, соединяется в нашей жизни в неповторимый исторический коктейль. 9 октября В Черниговской области на Украине горит арсенал (очередной) с боеприпасами. До этого подобное было под Винницей, под Харьковом… Рвутся снаряды, взлетают ракеты залпового огня. Невольно думаешь — теперь вся эта смертоносная жуть уже не принесёт беды безвинным людям на Донбассе. И всё-таки — пятый подобный пожар за четыре года в арсеналах украинской армии. 11 октября Отдал выпуск «Вертикали. ХХI век» (№56-57) в типографию. Огромная работа пока закончена. А.В. Мюрисеп собрал большой материал, посвящённый столетию Нижегородского театрального училища. Воспоминания (записанные) останутся бесценным документом культурной жизни города. Судьбы, судьбы, судьбы… Завершённые и подходящие к краю. И те, у кого достаточно времени впереди. Более четырёхсот журнальных страниц. При запуске ракеты «Союз» с новым экипажем на Международную космическую станцию произошла авария. Космонавт Алексей Овчинин (Россия) и астронавт Ник Хейг (США) были спасены в специальной отстреливаемой капсуле. Вот и дождались — после стольких аварий с выводом на орбиту спутников и грузовых кораблей случилось недопустимое с космонавтами. Будем ждать трагедии, или всё-таки что-то изменим в работе «Роскосмоса»? Завершена работа с трёхтомным собранием сочинений А.М. Коломийца. Тут пришлось самому мне составлять книги, продумывать концепцию издания. Но я рад, что она состоялась. Написал для трёхтомника вступительную статью (слабую, плохую, неудачную), и тем самым за всё издание несу моральную ответственность. Позвонил Алексею Марковичу, обрадовал. Печатать книгу (по договоренности А.М.) будут для геологического форума, который пройдёт в Белоруссии. Там её подарят делегатам. 12 октября Побывал в библиотеке Усадьбы Рукавишникова. Правильно это учреждение называется длинно: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Вчера позвонил Виктор Алексеевич Харламов, напомнил о моём обещании передать в фонды их книжного хранилища комплект «Вертикали. ХХI век». Вот я и решил, не откладывая на потом, сегодня, передать первую партию с 1-го по 40-й номер (кроме 5, 6, 7-го выпусков — этих лишних книжек нет, имеющиеся решил пока поберечь). Библиотека оказалась в подвале — потолки сводчатые, коридоры узкие, в помещении, где хранятся книги, от стеллажей тесно — не развернуться. Но сразу бросается в глаза золотое тиснение на многих корешках солидных томов. Думаю, это всё издания позапрошлого века. Мои журналы библиотекарь (бывшая учительница) приняла с благодарностью. Пообещала приёмку оформить так, чтобы было обеспечено их хранение и учёт. Возвращался в Союз писателей по Верхне-Волжской набережной. За Волгой в лесах осеннее буйство красок. Прохожие останавливаются, всматриваются в даль, любуются молча. Сейчас, пожалуй, самое грустное время года. На смотровой площадке у памятника В.П. Чкалову это почему-то чувствуется особо. В Кремле (после летнего урагана) восстанавливают деревянное покрытие на стенах, шатры башен. Разрушения были большие, но теперь основная часть работ выполнена. И там, где покрытие осталось прежним, оно грязно-чёрное от времени и непогод. Новые участки светятся желтизной свежеструганных досок — каждый сучок, если постараться, можно разглядеть. Вчера и сегодня отвозил книги Николая Офитова в центральную городскую библиотеку — «На Ключищинском косогоре» и «Глашатай русского слова».
(октябрь, 2018)
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий