Александр Высоцкий. Срез эпохи по «Вертикали»
Обложка книги: Валерий Сдобняков. Обретение России. - Нижний Новгород, 2003 г. Имя нижегородца члена Союза писателей России Валерия Сдобнякова известно далеко за пределами нашей области. Во многом это благодаря созданному и редактируемому им литературно-художественному журналу «Вертикаль», регулярно выходящему с 2001 года. История России и Русской Православной Церкви, культура, философия, социология — вот круг вопросов, целенаправленно освещаемых на страницах этого издания. Авторов, и не только нижегородских, на страницах журнала много, но тональность «Вертикали» задают статьи ее главного редактора — Валерия Сдобнякова. Своё отношение к жизни Как писатель, как человек общественный, В. Сдобняков сложился задолго до появления «Вертикали» и до выхода его книг «Искушение», «Обретение России», «Сопротивление нелюбви». Уже в начале творческого пути, в первых очерках, рассказах и повестях, которые публиковались в нижегородских газетах и коллективных сборниках, он выявил свое отношение к действительности, обозначил активную жизненную позицию. И нет ничего удивительного в том, что он стал лауреатом пpемий М. Горького, Нижнего Новгорода, «Хрустальная роза» Виктора Розова. Нравственно-духовные ценности и путь их осознания, разбор внутреннего состояния человека не разных этапах жизни (в детстве, юности, зрелом возрасте) — вот предмет писательского исследования и главное содержание художественной прозы В. Сдобнякова. Внутренние катаклизмы (предательство близких, крайнее отчаяние, крушение прежних идеалов и т. п.) и катаклизмы внешние (например, развал государства) убеждают, что в жизни много жестокости. Люди боятся этого, но не могут от этого уйти, хоть и взыскуют доброты, мягкости в отношениях друг с другом, стабильности жизни. Сталкиваются непримиримые Интересно, что повести и рассказы, даже написанные В. Сдобняковым десять и более лет назад, воспринимаются как только что вышедшие из-под пера. Они органично сочетаются с произведениями автора, в которых присутствуют реалии сегодняшнего дня. Да, производственные и общественные отношения изменяются в потоке дней, но морально-нравственные их аспекты и проблемы остаются актуальными во все времена. В. Сдобнякова интересует прежде всего состояние души человека, ощущение человеком своего места в коллективе, в обществе, среди родных и близких. Конфликтная ситуация описывается и в повести «Мост». В бригаде строителей — кража за кражей. Исчезают доски — самый необходимый для работы материал. Бригадир пытается найти вора и начинает понимать, что здесь замешан кто-то из бригады. Душа его сопротивляется мысли об этом. И все же… Сталкиваются две непримиримые позиции. Вот мнение Федора, который организовал кражу: «Совесть, говоришь? Где она, твоя совесть? Покажи! Один в машине ездит, а другой всю жизнь пешком да в автобусе. Это твоя совесть? А тот, кто ходит пешком, чем хуже того, который в машине?.. И пока один живет лучше другого, будут люди воровать, потому что живем один раз и каждому хочется, чтобы было в его жизни все красиво и сытно». Оппонент вора бригадир Павел вспыхивает: «Врешь, сволочь! Ты что же, хорошо жил, сытно? Что ты от своих денег имел в жизни? Трясся да от людей прятался». И тут Федор пытается задеть бригадира за самое больное для него: «Неужели думаешь, что эти доски я ради денег со стройки увел? Не-ет. Я сделал это, чтобы каждый мог про себя подумать: я дрянной человек, а гляди-ко, есть еще хуже. Значит, жить можно. Не о себе я думал, уводя доски, — о людях, об их душах». «Врешь! Опять врешь? — обрывает его Павел. — Тебе нужно — не нам, — чтобы чувствовать: не я один такая дрянь, вокруг меня не лучше. Пусть подозревают друг друга, ненавидят. Мне от этого жить и воровать легче будет… » Есть в этой повести персонаж, который вроде бы и не участвует открыто в «дискуссии» апологетов двух жизненных позиций. Это молодой паренек Валька, только что приехавший в бригаду и оказавшийся сразу же в самой гуще событий. Он чист душой, как белый лист бумаги, на котором eщe только предстоит написать что-то, что будет определять ее значимость. Валька-то, наверное, и есть главный для писателя герой повествования. Душа взрослеет Тема взросления души, закалки характера продолжается повестью «Сезон». Ее герой Caшкa бросает институт и уезжает за сотни километров от дома на сезонную работу в старательскую артель. Первоначально им движет желание хорошо заработать, чтобы не выглядеть бледным на фоне своих сверстников, сынков обеспеченных родителей, доказать, что он их не хуже. Однако, окунувшись в иную жизнь, иную среду, он понимает, что доказывать, что ты не хуже, надо прежде всего самому себе. Недавние честолюбивые обиды уже кажутся Сашке наивными. Он уже не чувствует себя неудачником. Старший товарищ, старатель со стажем, в порыве откровения подсказывает Сашке истинную причину, которая привела молодого человека сюда: «Все бегут от той «нормальной жизни», где твой труд вроде бы никому не нужен и оплачивается мизером. Бегут от фальши. Главные же ценности, жизненные в «нормальной жизни», не нормальны. Им кажется, что они ради денег сюда едут, работают день и ночь, грязь месят. На самом деле по человеческим отношениям скучают, по работе настоящей». В повести «Съёмник» В. Сдобняков пытается приоткрыть для читателей душу потомственного старателя, съемщика золота (есть такая специальность) Алексея Сергеевича Волкова. Все в его жизни идет по накатанной колее, во всем лад и порядок, если со стороны поглядеть. Однако в закоулках души у него, вроде бы благополучного человека, много такого, что не дает покоя, расшатывает нервы, мучает неотвязными неприятными воспоминаниями о допущенных когда-то ошибках, к сожалению, непоправимых… Есть в его семье тайна, о которой oн догадывается, но боится узнать всю правду до конца. Эта тайна связана со смертью отца. И когда тяжело больная, умирающая мать собирается поговорить с сыном об этом, Алексей оставляет ее одну. Он, оказывается, боится, что «узнанное потревожит его покой, осложнит так ладно и по душе выстроенную жизнь». Мать умирает, так и не попрощавшись с сыном, пока тот ездил за очередной партией золота на дальний старательский участок (а ведь мог бы и не поехать в этот день). Алексей Волков, узнав о смерти матери и не вынеся внутренней борьбы с самим собой, укоров совести, сводит счеты с жизнью. Когда становится зыбким незыблемое Когда уходит почва из-под ног, становится зыбким казавшееся незыблемым, человек может впасть в отчаяние, а может и, наоборот, обрести неожиданную опору и уверенность в своих силах. Этой теме посвящены рассказы «Искушение» и «Утешение». Вот уж где нагляден переход от отчаяния в бытовом к обретению опоры в духовно-нравственном содержании жизни, когда происходит переоценка ценностей, которая и есть смысл эволюции самосознания как отдельного человека, так и общества в целом. Редко можно встретить в литературной периодике последних лет более откровенное и, на мой взгляд, более точное выражение ощущения человека, оказавшегося враз безработным и в связи с этим одиноким, без производственного коллектива и без понимания в собственной семье. Неустроенность, безденежье, мерзости жизни, неуютность души. «Что же для нас есть в этой жизни главная и спасительная опора?» — задается вопросом Сергей, персонаж рассказа «Искушение». А вспоминается ему все — из прошлого, когда был благоустроенным и несмышленным. Вспоминается детская жестокость, безжалостность к близким… Забредя случайно (а может не случайно) в оскверненный храм, он начинает понимать: «Разоренный храм — это его, Сергея, жизнь. Это его душа, в скверне и нечистотах, ждет очищения». Заглянуть в душу человеку Естественен переход от повестей и рассказов к открытому высказыванию — к документальным очеркам и публицистике. Творчество В. Сдобнякова — морально-нравственный срез эпохи, в которую нам довелось жить. Это не чтение от скуки, а попытка заглянуть в душу человека, найти в ней то, что добавило бы сил преодолевать жесткость и несправедливость, духовную немощь. Tакое писательское служение — тяжкий крест, добровольно возложенный на себя. Но, думается, Валерий Сдобняков сможет пройти свой «крестный путь» с достоинством и честью. «Красный Сормович» № 31 (16207, Август) 2007 г.
Валерий СДОБНЯКОВ. ОБЗОР ЖУРНАЛА «ВЕРТИКАЛЬ. ХХI ВЕК» № 52, 2017 год На обложке репродукции картин художника Марии Владимировны Заноги. Последняя в 2017 году книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» открывается подборкой стихов поэта из Минска Анатолия Аврутина «Такое время… Сентябрит». Вдали от России непросто быть русским поэтом, Непросто Россию вдали от России беречь. Быть крови нерусской… И русским являться при этом, Катая под горлом великую русскую речь. Вдали от России и птицы летят по-другому – Еще одиноче безрадостно тающий клин… Вдали от России труднее дороженька к дому Среди потемневших, среди поседевших долин… Будущий 2018 год для поэта юбилейный. Публикацией этого стихотворного цикла редакция «Вертикали. ХХI век» поздравляет своего постоянного автора, главного редактора русского литературного журнала в Белоруссии «Новая Немига литературная», лауреата многих литературных премий с предстоящим 70-летием. Многолетний издатель альманаха «Тула» из города Щекино Тульской об
Комментарии
Отправить комментарий