Ирина Ушакова. Собирание России

В 2006 г. в Нижегородском издательстве «Вертикаль. ХХI век» вышла книга Валерия Сдобнякова «Сопротивление нелюбви». Эту книгу ещё можно было бы назвать «Собирание России». Автор в своих поисках, размышлениях и прозрениях познаёт свою родину – нижегородскую землю, а через неё – всю Россию. Собирает её, утраченную, по крупицам. «Как былинные великаны, опутанные злой силой, стояли в развалинах нижегородские святыни» – пишет В. Сдобняков о состоянии городской архитектуры в 1970-е гг. ХХ века. Ещё мальчишкой будущий писатель-историк собирал на берегу Волги старинные ржавые гвозди и представлял, что ими крепили многочисленные баржи, проходившие тогда по Волге. Грустно и в то же время сладостно, должно быть, от мысли о том, что несколько сотен лет назад выковали кузнецы эти гвозди. Медные монеты, гвозди, пожелтевшие страницы книг, остатки росписей в заброшенных храмах… Вот это грустное и сладостное чувство и есть, наверное, чувство Родины. Только жаль, «о том, чтобы назвать эту страну Россией я даже не помышлял», потому что это понятие «было напрочь вытравленным из сознания школьными учебниками». Но душа-то тянется к своим глубоким корням, тревожит генная память. В своей книге Валерий Сдобняков задаёт самому себе и нам, читателям вопросы: Почему Россия встала на пути Запада? Откуда происходят беды на русской земле? Кто виноват в наших бедах? А ответы, оказывается, таятся в трудах наших великих философов и писателей, к которым и обращается автор. Книга Сдобнякова поражает своей открытостью, искренним описанием пути его личного осмысления русской философской мысли. И главное, книга эта – глубоко духовная. Она открывает нам духовный путь писателя Сергея Александровича Нилуса, знакомит с духовной жизнью оптинских старцев, святителей Луки Войно-Ясенецкого и Тихона Задонского, и раскрывает духовный путь самого писателя. Собирание России В. Сдобняков продолжает исследованием творчества Ивана Шмелёва и незаслуженно забытого писателя Василия Никифорова-Волгина, исследованием подвижнических трудов архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского). Заслуживает внимания читателей описание работы иеромонаха Дамаскина (Орловского) о новомучениках российских. В основательных статьях, составивших сборник, Сдобняков обращается к духовным кладезям – преподобному Серафиму Саровскому и праведному Иоанну Кронштадскому. Чувствуется кропотливо проделанная работа исследователя, наблюдательного журналиста. В заметках о писателях Викторе Астафьеве и Валентине Распутине В. Сдобняков выражает своё огорчение негативным взглядом В. Астафьева на советскую Россию, ведь «обличителей у неё и так хватает в изобилии» и, напротив, оценивает огромный вклад В. Распутина в изучение России, как географичекой, политической, так и духовной. Книга Валерия Сдобнякова помогает понять, насколько важно обрести родину не только исторически, экономически, но и духовно, проникнуться её глубинным дыханием, принять её заботы как свои собственные. Рассматривается автором, снова и снова переосмысливается оценка белого движения. Приводятся выбранные места из трудов отца Вениамина (Федченкова) о том, что это был, может, и не верный путь, но эти люди поступили по совести. А народ, обманувший царя и Церковь, «обманет, проведёт и социалистов, за которыми сначала пойдёт», – провидчески предупреждал Иоанн Кронштадский. Невольно нити минувшего ведут нас в настоящее. Это настоящее правдиво изобразил В. Сдобняков в злободневных заметках, составляющих книгу, о своём пребывании в союзных республиках: в Абхазии, Грузии, на Украине. Животрепещущая боль стала знакома автору, как и тысячам людей, ощутившим на себе трагедию развала Союза: «вымирание населения, развал промышленности», «соотечественники, ставшие беженцами,… лишение нас пенсий и достойного медицинского обслуживания». С болью автор описывает нищету в своей стране, «неблагодарно униженной всеми теми народами, с которыми делилась таким нелишнем для себя самой куском». Писатель всеми силами сопротивляется этой нелюбви, которая идёт извне. Как предупреждение нам звучит эпиграф к последней главе очерков В. Сдобнякова – слова бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции к воссоединению её в единое, крепкое, централизованное государство». Журналистом описаны встречи с простыми людьми в бывших союзных республиках и среди них – ни одного негодования по отношению к России, только непонимание, почему нас разделяют и натравливают друг на друга. Большое зло, по мнению писателя, несёт пресса, от которой только и слышно: «эта страна». Вспоминается, как популярный ныне ведущий Д. Нагиев сказал в своей передаче, когда шёл разговор о необходимости службы в армии: «Кто-то же должен защищать эту паршивую родину?». Как сопротивление этой нелюбви В. Сдобняков одухотворяет свои доверительные повествования чувством соборности, чувством дома, родства. В главе о митрополите Вениамине (Федченкове) автор приводит эпизод из воспоминаний владыки о своих родителях. Мать, провожая сына, сказала: «Трудно нам жилось… Но отец у нас был святой». – «Почему святой?». – «Уж очень терпелив был, во всю жизнь свою не роптал». Не в этом ли разгадка русского терпения, часто принимаемого за безволие, непрактичность, обломовщину? «Ибо не практицизм, а Дух» лежит в основе России. «Историческая газета» (Москва), № 12 (96), 2007 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СУЛЕЙМАНУ СТАЛЬСКОМУ. Подборку подготовил Мурад Саид.