Наталья Кириченко. ОСТАНЬСЯ В ПАМЯТИ, ВОЙНА…(рецензия: ВОЙНА И МИР. Антология: Великая Отечественная война (1941–1945) в русской поэзии XX–XXI вв.)
ВОЙНА И
МИР. Антология: Великая Отечественная война (1941–1945) в русской поэзии XX–XXI
вв./ Дмитрий Мизгулин: идея. Борис Лукин: главный
редактор, редактор-составитель. В 15 книгах. (Некоммерческое издание).
Книги I-V (Отцы; А–Я, авторы до 1927 г.р.).
– Тюмень: Кн. I–V. Тюменский издательский дом, 2015.
Книги VI-IX (Дети; А–Я, авторы с 1927 по 1945
г.р.). Санкт-Петербург: Кн. VI-IX. Первый ИПХ, 2020.
Передо
мной на столе девятый по счёту семисотпятидесятистраничный том многотомной
антологии стихов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Война и Мир». Её
уже почти девять лет издаёт санкт-петербургский Литературный Фонд «Дорога
жизни».
На
титульном листе обращение к читателям двух поэтов – автора идеи антологии,
президента Фонда Дмитрия МИЗГУЛИНА и главного редактора-составителя Бориса ЛУКИНА,
– которое раскрывает смысл проекта: «Поэты, чьи произведения представлены в
антологии, сказали своё слово не только о самой Великой Отечественной войне
(1941–1945), но и о памяти этих событий в последующих поколениях. Они – люди
разных возрастов и национальностей… Три поколения русской поэзии… Мы условно
назвали авторов отцы, дети и внуки. Впервые их творчество собрано и
представлено столь широко и полно, объединенное одной темой – Великой
Отечественной войны и памяти о ней. Хотя правильнее будет сказать – темой войны
и мира. Неразрывное единство этих противоположностей пытались осмыслить поэты,
а мы – собрать…».
Перелистываю
пахнущие типографской краской страницы, начав от оглавления. Есть у меня странная
привычка детства – бегло осматривать новые книги именно так. Когда я несколько
лет назад взяла в руки первую увесистую книгу «отцов» в красном переплёте с
изображением монумента Воину Освободителю в Трептов-парке, то порадовалась этой
своей особенности.
Сотни
биографий, сотни лиц поэтов: фронтовиков и тыловиков, выживших и погибших,
смотрят со страниц на читателя– мирного жителя вот уже более семидесяти пяти лет.
Всматривалась в них, затем, вчитывалась в судьбы, и ощущала, как холодок
пробегает по коже. На одном из снимков кажущийся сорокалетним мужчина с
проседью, в реальности –погибший в первые годы войны молодой поэт двадцати с хвостиком
лет. Эта трагичность в судьбах и ранняя взрослость на многих фотографиях
поэтов-отцов. И неслучайно, своя лейтенантская группа, столь знаменитая среди
прозаиков, была и среди поэтов-фронтовиков, поэтических выразителей пережитого
на фронтах и в тылу.
За
первыми пятью книгами «отцов» (родившихся до 1927 года) следуют четыре тома со
стихами «детей», авторов с 1927 по 1945 год рождения; ранняя взрослость с лиц
не уходит, но они уже не только полны трагедией страны и семьи, но и светятся надеждой
и верой в будущее.
Невероятное
только на первый взгляд количество поэтов со всех краёв огромной страны в
каждом томе… Тысячи строчек, чаще всего незнакомых широкому читателю, не
оставляющих равнодушными, повествующих о нашем великом и трагическом прошлом… И
это кардинально отличает данное издание от всех предыдущих, переиздающих одни и
те же тексты от праздника к празднику.
…Литературоведение
не должно быть скучным. Немного лирики не помешает. Я никогда не сомневалась в
героическом жизненном пути своих дедов. Хотя в детстве выудить из них даже каплю
информации о фронтовой поре и послевоенном времени было почти невозможно. Они молча
отводили глаза в сторону или опускали их долу, искорка жизни в них пригасала. И
каждый раз при очередной попытке розовощекого внука или внучки прицепиться с
просьбой: «Дед, ну расскажи, а ты немцев убивал? А тебе страшно было?» Они
тихим голосом отвечали: «Война и есть война, что о ней рассказывать…»
Лишь
в дни цветущего мая наши деды одевали парадный пиджак с орденами, пробовали
вытянуться в струнку, как в молодые годы по команде «Смирно!», готовясь
предстать перед ровесниками и потомками… И тут же сгибали свои старые спины,
вспоминая о ранах; а позже смахивали дрожащей рукой накатившуюся слезу, услышав
из уст внука знакомую правду военной поры в строчках стихов или песни. Таким
мне запомнился и мой дед-победитель.
Может
быть, я и не заметила бы это издание за суетой. Но в последние годы тема
военного прошлого особенно остро стала меня волновать. Сын решил выбрать путь
профессионального военного. Думы, мысли, переживания о незнании таких важных
моментов из жизни поколения дедов тревожили всё сильнее.
На
помощь пришла антология «Война и Мир». Вычитанные в ней стихи постепенно
раскрывали картину неведомой жизни.
И
вот я словно вижу деда в белорусском партизанском отряде, читая стихотворение Пимена
Панченко «Глаз снайпера»:
В его зрачок, как будто в дом просторный,
Входили сосны, тучи, плёс озерный.
Косая тень вороньего крыла
С размаху глаз делила пополам.
Хотел бы снайпер в зёрнышке зеницы
Собрать, как прежде, всех своих друзей,
Простор широких улиц, площадей,
Сады, луга, озера и криницы, –
Но только снег вокруг волной сыпучей
Да чёрный враг в зрачок вползает с кручи.
В одно мгновенье, как змею, врага
Клещами сжали жесткие ресницы.
Короткий треск – и
синие снега
Засыпали двухсотого арийца…
И вновь открыто снайперское око
Для птиц, друзей, деревьев, звёзд высоких.
Его,
рядового-стрелка (по записи в военном билете, а по воспоминаниям мамы –
партизана-снайпера, часами, а то и сутками поджидавшего одного меткого
выстрела) я в живых уже не застала. А прочитав строки Льва Гаврилова, сразу же
«вспомнила» и «узнала» его, никогда не виденного и такого дорогого через память
родителей:
Солдат повесил на пиджак
Последнюю медаль
И сделал шаг, последний шаг
В расстрелянную даль.
Туда, где ждут его давно,
Кто пал на той войне,
Где не было ему дано
Сгореть в её огне.
Когда склонилась голова,
Услышала Земля
Его последние слова:
«Здорово. Вот и я».
В
каждом томе стихи о сожженных белорусских деревнях (и не только, конечно),
угнанных в Германию жителях, партизанах и их помощниках, тяжёлых боях за
освобождение родной земли и о счастье от вновь обретённой свободы.
Стихи
о горе и счастье! О, как много их выстрадано поэтами и с болью и любовью
пропето, сокровенно вышептано, выкрикнуто для нас.
Всё
это – летопись моей белорусской многострадальной Родины! Летопись страны моего
детства – Советского Союза.
В
книгах плечом к плечу эпические, героические, лирические строки о боях на
Украине, на Псковщине, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом, Курском и
Орлом, Смоленском и Вязьмой, Одессой и в Крыму… А ведь впереди у
героев-защитников была Европа и Япония. Всё-всё в стихах антологии «Война и
Мир».
В
новых четырёх томах (Книга VI-IX) перед нами память детей, которые и захотели бы да никогда не забудут свою
«Песню о детстве» (так назовёт своё стихотворение Борис Вахнюк), и вторит ему
Дмитрий Блынский: «Мне было в том году неполных десять, // Когда пришёл
фашист в начале дня, // Чтобы меня в моём саду повесить// Или в моей же хате
сжечь меня//».
Некоторые
из чудом выживших станут поэтами. Как Юрий Беличенко, чьи стихи стоят эпиграфом
к 6 тому: «Я родился на берегу войны, // где берега другие не видны…// Я
переплыл те пять великих лет. // Жестоких лет, неповторимых лет…// Кем мог я
стать в эпоху тишины? // Не знаю сам – спросите у войны».
Как
Олег Алексеев, рассказавший в «Видение войны»: «Привыкнув к голоду и боли,
// Живу тростинкой, тонок, слаб, // Мальчонка в волчьем лихоборье, // В полях
расстрелов и облав…»
Или
Адольф Беляев, засвидетельствовавший на века: «Дорога уходила на восток, //
И гулкая, и горькая дорога. // По ней катился беженцев поток// От самого
российского порога….// А «мессеры», как рыжие шмели, Железным жалом жалили
дорогу. А люди шли и падали в пыли, Окрасив в кровь ромашку-недотрогу…// Я
помню всё, я это видел сам, // Как с ликами, калёными, как камень, //
Библейские старухи небесам// Библейскими грозили кулаками».
Или
выразившего за сотни тысяч сверстников благодарность судьбе Виктора Батраченко,
родившегося в 1943 году: «Я живу потому, что мильоны солдат// в безымянных и
братских могилах лежат. // Их, расстрелянных, павших в бою, не вернёшь//, но
они задают мне вопрос: «Как живёшь?»
И
все поэты-«дети» из поколения моих родителей, а многие матери у
родственников-одногодков умирали от голода или были расстреляны фашистами. Об
этом у Николая Карпова: «Жить и выжить в неволе, // Вдалеке от родных. //
Видеть русское поле// Под ногами чужих.// Но однажды когда-то// Сквозь метели
струи// В громогласных раскатах// Вдруг услышать: «Свои!»
Перечислять
авторов со схожими судьбами, объединяя их в группы, сейчас не имеет смысла
(оставим эту работу учёным филологам); главное: поколение «выжило» «и душа осталась в
теле», и очень многие стали настоящими людьми «у страны военной на виду» (Юрий Каплунов.)
Так
что, исходя из личного опыта, совершенно точно могу посоветовать неравнодушному
современнику, которому, как и мне в своё время, не хватило исторических рассказов
из первых уст, взять в руки бесценные тома, впитывая во всех тонах, цветах и
красках войну: сером - от взрывов и дыма неба, чёрном - от «вспаханной»
снарядами земли, алом - от крови погибших…
Но
это ещё не всё… В этом, фактически энциклопедическом издании, можно прочесть не
только про бои и фронтовые будни. Проникновенно повествуется и о жизни тыла,
по-своему не менее тяжелой и драматичной. Отдельный огромный художественный
пласт – тяготы в военные и послевоенные годы женщин, матерей, жен, сестёр, вдов.
Много в антологии про их судьбу… Женщина ведёт свой бой. Женщина самоотверженно
сохраняет детей от смерти для будущей жизни.
Очень
точно подобраны иллюстрации для этих четырёх томов. На них – дети, девушки,
женщины, «кующие» своим трудом победу. Они за плугом. Они сутками за станками.
Они выстаивают бесконечные очереди за хлебом. Они плачут и смеются… Они находят
в себе силы плясать после очередной победы наших войск, хотя не чувствуют под
ногами земли от смертельной усталости и совсем недавно полученной похоронки. А
в оккупации они остаются матерями и жёнами, отдавая партизанам последний кусок
хлеба или автомат, украденный у пьяного немецкого солдата. Об этом можно
прочитать у Евгения Шанина и ещё у многих-многих...
Женщина
ждёт, надеется и верит в Победу. Женщина молится… Это и о моих бабушках пишет
Борис Лапузин: «Я помню тот военный год: // Топтался голод у ворот. // Еда –
макуха да вода. // Беда, на всю страну беда. // «Не умереть бы до весны», // –
Мать шепчет, как молитву. // И сны, безжалостные сны// Из булок ситных. // Ни
крошки хлебной после сна…// Но фронт – война, // и тыл – война».
А
после Войны настал Мир. О Мире после войны будет в следующих томах «детей» (родившихся
с 1945 по 1955) и «внуков». Всего в планируемых к изданию пятнадцати томах
окажутся стихи около пяти тысяч авторов! Пять тысяч человеческих судеб,
талантов, осмысливших историю нашей Родины.
Главный
редактор-составитель Борис Иванович Лукин продолжает собирать стихи и биографии
для живущих и будущих поколений читателей. А ещё и переводить стихи с различных
языков (якутского, белорусского, татарского, украинского…). Ведь у многих
авторов произведения оказались не переведенными на русский.
2021
год. За восемь лет издано девять томов! Каждый от пятисот до семисот с лишним
страниц ценнейших, изъятых у забвения, житейски-правдивых стихотворений! Две
тысячи фотографии и биографии... И вспоминаются строки Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных Готовят
просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай,
бог изобретатель…»
К моему
удивлению этот фундаментальный труд, такой необходимый сейчас неокрепшим и
целенаправленно разрушаемым душам наших детей, остаётся почти незамеченным
прессой. И если интервью с главным редактором ещё появлялись в печати, то
рецензий почти нет.
С
каким удовольствием прочитала бы я стихи из антологии моему деду, раненному на
Одере, но дошедшему с пехотой до Берлина. Только нет его уже с нами. Поэтому по
возможности читаю вслух своим детям. Может дед на небесах слышит нас…
Почти в каждом уголке страны найдутся земляки авторов из антологии «Война и Мир», значит – наследники и хранители памяти о них. А если будут помнить поэтов, никогда не забудут их стихи. Навечно прав Роберт Рождественский: «Это надо — живым!»
Наталья КИРИЧЕНКО
Апрель 2021
Опубликовано в газете «День литературы»
21.04.2021.
ttps://denliteraturi.ru/article/5717
Комментарии
Отправить комментарий