Валерий СДОБНЯКОВ. ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 74.

 

 


Критиков в горьковской-нижегородской литературе никогда много не было. Не филологов, литературоведов, а именно критиков. Из старшего поколения тут можно вспомнить Ариадну Николаевну Алексееву и Ивана Кирилловича Кузьмичева. Из тех, кто наиболее интересно проявил себя в 70-80-х годах прошлого века – Галину Егоренкову, Вячеслава Харчева.

Если же взять период последних тридцати лет, то недостаток критической мысли в нижегородской литературе ощущается очень остро, а ярких, широко известных в современном литературном процессе России нижегородских критиков и вовсе не назвать. Нет таких имён.

Тем отраднее, что в Сарове, на краю области, в городе физиков-атомщиков журналистка Татьяна Криницкая, знающая и любящая литературу, сначала начала пробовать свои силы в написании небольших отзывов на книжные новинки, а затем перешла и к написанию полноценных, серьёзных литературно-критических статей, стараясь в них осмыслить творчество того или иного писателя.

Отличительная черта работ Криницкой – она не отделяет судьбу автора анализируемой книги от созданного им произведения. В её шкале ценностей – это всегда нечто единое, дополняющее и взаимопроникающее.

«Форточка души» – первая книга критика.

Как бывает почти у всех тружеников этого литературного цеха, составлялась она довольно долго. В сборник вошли статьи, написанные в течении более чем десяти лет. За это время начинающий критик успешно поучаствовала в творческих семинарах, получила некоторые литературные награды. Но самое главное – представила свои труды читателям со страниц авторитетных литературных журналов и газет, которые придерживаются своей самостоятельной позиции в общероссийском литературном процессе. Позиции выстраданной и продуманной десятилетиями. Публикация на их страницах текстов Криницкой – главное признание, что как критик их автор уже состоялась.

Дополнительно отмечу: в содержании предоставленной читателю книги Криницкой речь идёт не о знаменитых авторах или произведениях, прочно занявших «тронное место» в истории отечественной литературы. Тут происходит попытка через прочитанное осмыслить те нравственные, культурологические и политические события, которые происходят не только в России, но и вообще в современном мире.

В этом, я убеждён, и есть главная задача критики. Особенно если она анализирует текущую литературу, ещё не прошедшую отбор временем и искушённым читателем.

В.Г. Белинский в восьмой статье, посвящённой бессмертному произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин» замечает: «Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особенность – а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество».

Я впервые прочитал эти строки в далёком 1978 году. Тогда же подчеркнул их в книге статей Виссариона Григорьевича. Но, конечно, не предполагал, что спустя столько лет вспомню слова классика русской литературной критики, как подтверждение того пути, по которому пытается идти и критик из Сарова.

Татьяна Криницкая в своих статьях обильно цитирует (и это правильно, это хорошо, это позволяет читателю уяснить, что хочет ему сказать критик, на что обратить особое внимание) те произведения, которые подвергает оценке.

Я воспользуюсь этим же приёмом, и в конце своего предисловия приведу ещё одно высказывание В.Г. Белинского.

«Много прекрасного в живой действительности, или, лучше сказать, всё прекрасное заключается только в живой действительности; но чтобы насладиться этою, мы сперва должны овладеть ею в нашем разумении, а это возможно только при двух условиях: мы должны обнимать её в целости и притом предметно, так, чтоб наша личность, наши отношения не заслоняли её от нас» («Стихотворения М. Лермонтова»).

Мне кажется, Татьяна Криницкая в своей литературной работе идёт именно по такому, правильному пути.

Нижний Новгород

18 января 2022 г.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СТИХИ СОВЕТСКИХ ПОЭТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СУЛЕЙМАНУ СТАЛЬСКОМУ. Подборку подготовил Мурад Саид.