Валерий СДОБНЯКОВ. ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Журнал «Вертикаль. ХХI век» № 74.
Критиков в горьковской-нижегородской литературе
никогда много не было. Не филологов, литературоведов, а именно критиков. Из
старшего поколения тут можно вспомнить Ариадну Николаевну Алексееву и Ивана
Кирилловича Кузьмичева. Из тех, кто наиболее интересно проявил себя в 70-80-х
годах прошлого века – Галину Егоренкову, Вячеслава Харчева.
Если же взять период последних тридцати лет, то
недостаток критической мысли в нижегородской литературе ощущается очень остро,
а ярких, широко известных в современном литературном процессе России
нижегородских критиков и вовсе не назвать. Нет таких имён.
Тем отраднее, что в Сарове, на краю области, в городе
физиков-атомщиков журналистка Татьяна Криницкая, знающая и любящая литературу,
сначала начала пробовать свои силы в написании небольших отзывов на книжные новинки,
а затем перешла и к написанию полноценных, серьёзных литературно-критических
статей, стараясь в них осмыслить творчество того или иного писателя.
Отличительная черта работ Криницкой – она не отделяет
судьбу автора анализируемой книги от созданного им произведения. В её шкале
ценностей – это всегда нечто единое, дополняющее и взаимопроникающее.
«Форточка души» – первая книга критика.
Как бывает почти у всех тружеников этого литературного
цеха, составлялась она довольно долго. В сборник вошли статьи, написанные в
течении более чем десяти лет. За это время начинающий критик успешно
поучаствовала в творческих семинарах, получила некоторые литературные награды.
Но самое главное – представила свои труды читателям со страниц авторитетных
литературных журналов и газет, которые придерживаются своей самостоятельной
позиции в общероссийском литературном процессе. Позиции выстраданной и
продуманной десятилетиями. Публикация на их страницах текстов Криницкой –
главное признание, что как критик их автор уже состоялась.
Дополнительно отмечу: в содержании предоставленной
читателю книги Криницкой речь идёт не о знаменитых авторах или произведениях,
прочно занявших «тронное место» в истории отечественной литературы. Тут
происходит попытка через прочитанное осмыслить те нравственные,
культурологические и политические события, которые происходят не только в
России, но и вообще в современном мире.
В этом, я убеждён, и есть главная задача критики.
Особенно если она анализирует текущую литературу, ещё не прошедшую отбор
временем и искушённым читателем.
В.Г. Белинский в восьмой статье, посвящённой
бессмертному произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин» замечает: «Чтоб верно
изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его
особенность – а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив
философски ту сумму правил, которыми держится общество».
Я впервые прочитал эти строки в далёком 1978 году.
Тогда же подчеркнул их в книге статей Виссариона Григорьевича. Но, конечно, не
предполагал, что спустя столько лет вспомню слова классика русской литературной
критики, как подтверждение того пути, по которому пытается идти и критик из
Сарова.
Татьяна Криницкая в своих статьях обильно цитирует (и
это правильно, это хорошо, это позволяет читателю уяснить, что хочет ему
сказать критик, на что обратить особое внимание) те произведения, которые
подвергает оценке.
Я воспользуюсь этим же приёмом, и в конце своего
предисловия приведу ещё одно высказывание В.Г. Белинского.
«Много прекрасного в живой действительности, или,
лучше сказать, всё прекрасное заключается только в живой действительности; но
чтобы насладиться этою, мы сперва должны овладеть ею в нашем разумении, а это
возможно только при двух условиях: мы должны обнимать её в целости и притом предметно,
так, чтоб наша личность, наши отношения не заслоняли её от нас» («Стихотворения
М. Лермонтова»).
Мне кажется, Татьяна Криницкая в своей литературной
работе идёт именно по такому, правильному пути.
Нижний
Новгород
18 января
2022 г.
Комментарии
Отправить комментарий