Наталья ПАВЛОВА. БЕЗ ПАМЯТИ НЕВОЗМОЖНО ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ. Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 74, 2022 г.
Павлова Наталья. Родилась и училась в Нижнем Новгороде.
Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
(ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Постоянный автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем
Новгороде.
Просыпается радость
пасхальная,
Словно колокол в сердце запел.
Русь ушедшая, патриархальная
В песнопеньях церковных капелл.
Это строчки из стихотворения, помещённого в
поэтическую подборку Татьяны Антиповой – известного нижегородского поэта. Её
произведениями открывается содержание пасхального номера журнала. Стихи Татьяны
просты, искренни и доверительны. Они легко и безпреградно доходят до сердец
читателей.
Что бы ещё хотелось отметить в первую очередь из
содержания 74-го номера.
Это очерк «Доктор Пауст» Сергея Овчинникова, писателя
из города Щекино Тульской области, посвящённый жизни и творчеству Константина
Георгиевича Паустовского. Овчинников рассказывает и о том, какое влияние проза
Паустовского оказала на его собственное творчество, вообще на склад жизнь.
Особенно подробно автор останавливается на книге Паустовского «Золотая роза», в
которой писатель делится с читателями собственным методом работы над
художественными произведениями, над своими книгами.
С этой публикацией перекликаются очерки Валерия
Сдобнякова «И просто – жить» и «Яблоки русского сада» из рубрики «Вспомним».
Они так же посвящены общению автора с замечательными творческими личностями. В
первом случае с художником Заногой и скульптором Пуриховым, во втором – с поэтом,
писателем Олегом Шестинским. Олег Николаевич уже ушёл из жизни. Сдобняков успел
опубликовать очерк до кончины старшего товарища, Шестинский его прочитал и
высоко оценил. Минули годы, многое забывается за чередой бурных событий, потому
писатель и решил со страниц «Вертикали, ХХI век» напомнить о творцах – своих современниках. Хотя
в текстах и достаточно, назовём это так – отстранённых размышлений,
воспоминаний, публицистических оценок, как прошедшего, так и происходящего в
России на наших глазах.
Вообще весь нынешний выпуск журнала можно
охарактеризовать, как пробуждающий память. Судите сами.
Светлана Вьюгина в рассказах «Зяблики – птички
небесные» и «Дядя Петя» тоже, безусловно, автобиографична. Московский прозаик
вспоминает отца-фронтовика, его рассказ о медсестре, спасавшей жизни советским
солдатам, и городское детство, где были получены первые уроки доброты от
окружающих людей.
Прозаик из Йошкар-Олы Юрий Соловьёв в рассказе «Уйти
крестьянским сыном» (перевод с марийского Анатолия Спиридонова) повествует об
истории жизни крестьянского сына Сергея Петровича. Бывший военный возвращается
в родное село и понимает, что как эта земля была, так и осталась для него самой
родной – хоть и попытался он порвать с ней, рано покинув, пустившись в
странствия и мирские заботы. В итоге оказался похороненным в земле своих
предков.
В рубрике «Так было» своими воспоминаниями «Жизнь в
профессии» делится один из авторитетнейших современных геологов России, доктор
технических наук, профессор, Заслуженный геолог РФ и в то же время поэт, член
Союза писателей России А.М. Коломиец. Ранее в «Вертикали, ХХI век» были опубликованы воспоминания Алексея Марковича
о детстве в Ужгороде, затем об учёбе в Московском геологоразведочном
институте «Мы жили в замечательной стране
– СССР». Новые главы посвящены первым шагам в профессии. Рассказано достоверно
и увлекательно, воспоминания читаются как добротная беллетристика с любопытными
наблюдениями, с воспроизведением образов, характеров коллег, с описанием
впервые открывшихся автору мест, с первой любовью и созданием семьи.
Заканчивает журнал и публикацию двух больших работ,
начало которых были опубликованы в предыдущем 73-м выпуске, – это мемуары Н.В.
Офитова «Хождение по годам минувшим. Заметки
о жизни моего рода и о самом себе в ней вращающегося» и материалы переписки
с редакцией трёх выдающихся русских писателей: Юрия Бондарева, Арсения
Ларионова, Олега Шестинского под названием «Желаем мужества, вдохновения и
процветания «Вертикали».
Николай Викторович с болью рассказывает о расстреле
Верховного Совета в Москве в 1993 году, очевидцем которого ему пришлось быть, о
наступившем времени дикого капитализма в нашем Отечестве и своём выживании в
нём, даёт откровенные оценки многим деятелям демократического движения и вообще
политической ситуации в стране тех лет. Нелёгкое, во многом горькое чтение, но
поучительное.
В переписке Валерия Сдобнякова с Юрием Васильевичем,
Арсением Васильевичем и Олегом Николаевичем тоже много исторически важных
оценок для будущих специалистов, но они большей частью касаются состояния
творческой, культурной атмосферы в стране. В публикации представлены уникальные
фотографии, копии автографов писателей, тексты бесед с ними. Иными словами –
дана широкая панорама отечественного литературного процесса первых пятнадцати
лет нового тысячелетия.
Заканчивается представленная переписка пасхальным
посланием А.В. Ларионова главному редактору В.В. Сдобнякову. Хочется здесь воспроизвести
несколько фраз из этого текст:
Дорогой
Валерий!
Христос
Воскресе!
Добра,
здоровья тебе! Журналу – творческих удач и несгибаемого мужества!
Бондарев
благодарит за твоё постоянное внимание. Журналы и книгу стихов Николая Офитова
принял с благодарностью. «Мгновения» тебе подписал с добрыми словами и датой «9
мая 2015 г.» Ему самому 15 марта пошёл 92-й год. Бог указал дожить до ста лет.
Как получится?! Господу виднее. Ю.В. кряхтит, но за жизнь крепко держится. И мы
живём с молитвой и надеждой о возможном столетии. (…)
С наступающим
праздником нашей Великой Победы! 70 лет – это возраст могучего победителя!
Помянем погибших, усопших и сбережём здравствующих! У меня с ними со всеми
единый и неделимый век!
По-братски
обнимаю. Арсений
20 апреля
2015
Москва
Завершить «хождение в прошлое» нам позволит статья
Натальи Адриановой «России причастны. Адриановы». В ней автор рассказывает о
книге, посвящённой истории одного из родов, коих немало в России. И все они
оставили свой заметный след: служили Отечеству, строили, изобретали, писали
книги и стихи, делали научные открытия, укрепляли мощь и славу России. В скором
времени том, составителем которого и является автор статьи, должен выйти в
свет.
О нынешних временах повествуют путевые заметки Владимира
Кречетова (Санкт-Петербург) «На краю земли» о дозволенной охоте на китов коренных
жителей Чукотке. Необычные обстоятельства, зоркий писательский взгляд делают
чтение рассказа незабываемым. Кто ещё из нас может оказаться на краю земли?
Интервью с актёром Нижегородского государственного
академического театра драмы имени М. Горького А.П. Фирстовым посвящено особому
событию – артисту присвоено звание народного.
Жёсткие своей правдивостью и наблюдательностью
«современные записки» Кондратия Емельянова (город Бор) названы «Три дня в
стационаре». Писатель делится впечатлениями об «особой жизни» в стационаре, где
люди борются с постигшим их смертельным недугом.
Анатолий Степанов (Санкт-Перербург) репликой «Ай,
Моська, знать она сильна…» откликается на решение МИД Латвии включить в список
нежелательных лиц 102 граждан России, среди которых немало тех, кто
сотрудничает с сайтом «Русская народная линия», который в свою очередь много
лет возглавляет Анатолий Дмитриевич: «…мы на неопределённый срок лишены
возможности посетить страну, землю которой в 1721 году первый русский император
Пётр Великий за деньги Российского государства купил у Швеции по Ништадтскому
мирному договору. А потом эта собственность Российского императорского дома
стала независимым латвийским государством. Так что Латвия до скончания века
должна бы быть благодарна России, но увы».
В рубрике «Наши новости» опубликован репортаж о встрече редакции
журнала «Москва» с писателями и студентами в Мининском университете и в зале
Нижегородской областной организации Союза писателей России. Главный редактор
журнала русской культуры В.В. Артемов и его заместитель М.М. Попов подарили
свои книги «Император Бубенцов, или Хромой змей» и «Идея».
Ну и напоследок строчка опять же из подборки стихов,
теперь Дмитрия Фаминского: «Я в новенькой
печи сжигаю старый дом…»
Вот уже не в первом номере «Вертикаль. ХХI век» в «подвалах» страниц, не заполненных текстами
произведений, печатает графику из рабочих тетрадей нижегородского художника
Н.П. Мидова. Это рисунки из его записных книжек, переданных в редакцию для
сохранения их в архиве. На мой взгляд – удивительные по своей эмоциональности
работы. Тут и философские размышления, и пейзажные наблюдения, и пойманные
мгновения в поведении людей. Всё интересно и не оставляет равнодушным.
Цветную же обложку журнала, его парадный, если можно
так сказать, костюм, на этот раз украсили репродукции полотен Народного
художника России, секретаря Союза художников России Валерия Павловича Полотнова.
Всё проходит, наступают иные времена, но без памяти не
один народ не жил и жить не сможет. Без памяти невозможно объективно оценить
настоящее.
Комментарии
Отправить комментарий