Татьяна АНТИПОВА. ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ НАШ ИСТОРИЯ ХРАНИТ. Обзор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век». Выпуск № 81, 2023 г.
Продолжительная,
свыше двух десятилетий, история развития журнала «Вертикаль. XXI век» отличается тем, что целая
когорта писателей, поэтов, публицистов, критиков, литературоведов вступила в
плодотворную литературную жизнь, именно впервые опубликовав здесь свои произведения.
И неоспоримая заслуга в этом –
создателя, издателя и главного редактора Валерия Викторовича Сдобнякова. Один
из его многочисленных талантов – разглядеть в начинающем литераторе творческое
зерно, способное принести обильные плоды.
На
счету журнала множество открытых для читателя литературных судеб. Это и издание
поэтических сборников, и солидных книг прозы и научных трудов, это и тщательно
продуманные, хорошо подготовленные, «отшлифованные» многочисленные публикации.
Литературные судьбы Е. Галкина, А. Пафнутьева, А. Коломийца, А. Мюрисепа, Н. Офитова,
И. Соловьёва, Е. Труфановой, А. Стариченкова, Л. Чигина, Н. Бондаренко, М.
Рубцова, В. Тырданова, А. Данилина, Н. Павловой, Е. Юшкова, А. Альпидовского, большого
количества других авторов – всех просто невозможно упомянуть – состоялись и
продолжают строиться и развиваться именно на страницах этого журнала.
Не
случайно долгожданный 81-ый выпуск журнала, вышедший в свет буквально в
последние дни 2023 года, открывается эмоциональными, импульсивными,
«пульсирующими» стихами Алексея Лосякова, теперь уже московского автора:
Господь ли это говорит во мне,
Вы просите надёжных доказательств.
Его сиянье вам глаза не застит?
Оно внутри, снаружи и во мне.
Поэтическая
строка высокого накала, ориентирующая читателя на духовный подъём, задаёт
верный тон всему выпуску «Вертикали. XXI век». Проза Валерия Сдобнякова – продолжение
произведения под названием «Сквозь годы, карауля время» (начало в 80-м выпуске
журнала) – яркое тому подтверждение. Вот замечания писателя, датированные
сентябрём 2023 года:
«6 сентября. События на Украине явно показали, что в России
существует как бы два общества. Одно, коренное, по большому счёту ничего не
получало от правящей структуры, но всё делало для выживания и укрепления
страны, шло на жертвы, влачило довольно скудное состояние, но в трудное время
испытаний однозначно заняло прогосударственную позицию. И есть другое – его
десятилетия «демократических реформ» пестовали власти, его представителей
назначали на большие должности, награждали, осыпали всевозможными благами,
почестями, крупными денежными грантами. В итоге это общество предало страну, оказавшись
на стороне убийц России. Представители его даже не понимают: исчезни Россия – и
их жизнь превратится в ничто.
10
сентября. Я
уже не в первый раз сталкиваюсь с подобными высказываниями, по которым
православный человек –
тождественен человеку малообразованному, неначитанному, эстетически
невоспитанному. И это настораживает. Насколько я понимаю, Церковь в России хочет
иметь более значительный общественно-политический вес. Отсюда высказывания
целого ряда митрополитов по историческим вопросам, международным отношениям. На
мой взгляд, это оправдано, так и должно быть. Но внедрение в сферу культуры
очень незначительно, а ведь это намного важнее всех международных перипетий для
духовного состояния русского человека. Нижегородский
митрополит Георгий невероятно много сделал в сфере устройства епархиальной
жизни – построены соборы, восстановлены монастыри, поставлены памятники,
организовано образование, работает информационный центр с радио и газетой. Есть
площади и для художественных выставок, привлечения и сплачивания сочувствующих
деятелей культуры. Но не используется эта возможность в полной мере. А жаль.
Тут, видимо, не хватает в личности, которая могла бы посвятить себя
использованию на общее благо тех возможностей, что созданы в епархии в
административном плане её главой».
География
журнала распространяется далеко за пределы Нижегородчины. Московских поэтов
представляет Михаил Михайлович Попов, публикация стихов которого «Гений наших
дедов» занимает в 81-м выпуске «Вертикали. XXI век»
солидных три листа:
Выбери точку на карте с крестом православным,
Сколько в душе накопилось досадного хлама,
Время заняться душою, то бишь, самым главным,
Цель путешествия – архипелаг Валаама».
«Ты взвешен и найден лёгким»,
И это при всех тяготах жизни,
При больном сердце и сомнительном лёгком,
И годах моей службы отчизне.
***
Опять начинаю своё ремесло
Всерьёз проповедовать детям.
Беру семинарское в руки весло,
Авось, мы куда-то приедем.
………………..
За горькое право быть просто собой,
Сказать, что служить не изволишь.
Всю жизнь со своею ты споришь судьбой,
Поэтом считаясь всего лишь.
Одна
из бесспорных великолепных находок издателя и главного редактора – творчество
протоиерея Евгения Юшкова, чьи произведения из выпуска в выпуск вот уже много
лет появляются на страницах журнала. На этот раз в рубрике «У Престола»
публикуются заметки писателя из задуманной им книги «Ангелы являются зрителями
твоей жизни».
«Ну не на уроках же лепки слепил
Господь-Творец человека? Конечно же, нет. И Библия не учебник по биологии, а
Священное Писание… «белая обезьяна» стала по воле Творца первым человеком с
одухотворённой, богоподобной душой и была названа Адамом… Он подтвердил своё
богоподобие известным фактом: Адам давал имена всем Богом созданным и
окружающим его, Адама, тварям, и эти названия остаются и по сей день. Такой
человек со временем много чего сотворит-создаст, в том числе и скрипку…
И такая картина сотворённого мира
не только не противоречит Библейским сказаниям (и научным загадкам-открытиям),
но и добавляет в гармонию Вселенной слаженную и сладкую (не наслушаешься) песнь
цельности мироздания.
…В том-то и величие человека, что
он имеет возможность преображаться над животным в себе, а низость человека в
том, что он может уподобиться зверю…
Преображение и обожение, показанные
Богом человеку, –
перспектива, высшая планка…»
Глава
«Наша история» отмечена публикацией статей историка и публициста из Москвы Игоря
Шумейко: «Эхо Сталинграда в пространстве и во времени», «Курская дуга и
стальная пружина», «Подвиги АК-47 и осечки пропаганды».
«Сражение на руинах Сталинграда
стало самым ожесточённым в истории войн. Бои за «дом сержанта Павлова» шли 58
дней и обошлись немцам стократно дороже, чем захват всей Дании. Часто
противников разделяла стена, этаж, лестничная площадка.
Невероятный героизм советских
солдат приковал 6-ю армию к руинам Сталинграда, позволив нашей Ставке собрать
резервы и разработать плат выдающейся операции. Решающая заслуга в её
разработке принадлежит маршалам Жукову и Василевскому. Контрнаступление стало
неожиданным для немцев, отупело считавших метры до Волги и дни до окончательной
победы в Сталинграде».
«В районе Мги под Ленинградом,
примерно там, где погибла армия Власова, наши артиллеристы подбили и доставили
в Центр первый драгоценный образец «Тигра» (сейчас он в Истринском музее).
Началась долгая работа. Артиллеристы наделали макетов, повторяющих контуры
«Тигра», учились по ним стрелять. Танкостроители ускорили работу, и скоро самым
мощным танком стал советский ИС-2. К Курской дуге немцы планировали иметь 285
«Тигров», получили 246. Вот и весь ответ по «мобилизационным возможностям
Германии и Европы».
«Вторая крупная истерика Гитлера, связанная с
танками: он просо отказался верить надёжным разведданным об уровне производства
советских танков на Урале. Из двух главных наших танкостроительных центров
Харьковский был потерян, Ленинградский («Кировский») – в блокаде. Помогла
спешная эвакуация – из Ленинграда в Челябинск, из Харькова в Нижний Тагил.
Осенью 1941 года «цеха» уральских заводов – это станки под деревьями. К зиме, без
остановки выпуская продукцию, они были обшиты крышей и стенами. Рабочий день
доходил до 14 часов. В цехах, где делали корпуса, рабочим выдавали шахтёрские
фонарики: смрад и копоть ограничивали видимость. Прерывались, только чтобы
выбежать отдышаться.
Производство 1942 года: 24719
танков на Урале – и 5496 танков во всей объединённой Европе (Берлинской, не
путать с объединённой Европой-2, Брюссельской). Вот каким цифрам фюрер
отказался верить. И примерно такие же истории были с производством самолётов, «Катюш»…
Если это не пример для гордости, то интересно – а что вообще может быть им?»
«Автомат АК-47 и его последующие
версии – самое массовое стрелковое оружие в истории человечества. Изготовлено
105 млн экземпляров, принят на вооружение в 55 странах. При этом автомат
Калашникова ещё и объект настоящей информационной войны».
Также в «Нашей истории»
заняли достойное место фронтовые рисунки известного русского художника Евгения Анатольевича
Расторгуева. В представляющей их редакционной заметке говорится, что «Публикуемые
рисунки из фронтовых альбомов и записных книжек Евгения Анатольевича – это в
первую очередь уникальный исторический материал. Но не только. Это и большая
художественная ценность, которой место в серьезном музее изобразительного
искусства России. Настало время выкупить ее у наследников и хранить, как
национальное достояние. Надеемся, что публикация рисунков в «Вертикали. ХХI век» поможет сделать верные шаги в этом направлении».
Один
из давних авторов журнала «Вертикаль. XXI век» – искренний друг редакции – Николай Алексеевич
Бондаренко поместил на страницах 81-го выпуска журнала поэтическую сказку для
взрослых «Королевич Еруслан и его великий план».
В
«Критике и публицистике» представлена работа Анатолия Дмитриевича Степанова
(Санкт-Петербург) «Идея Третьего Рима в национальной мысли и государственной
практике»:
«…уместно вспомнить и недавнюю
историю – 1992 год, когда исполнилось 7500 лет от сотворения мира. Мы помним
острые апокалиптические переживания, усилившиеся на фоне падения казавшейся незыблемой
Советской империи, помним массовые тиражи книги С. Фомина «Россия перед Вторым
Пришествием», где приводились эти предсказания о конце мира, помним широко
распространённые разговоры, что «мы живём в последние времена». Потом ожидания
1992 года перенеслись на год «трёх перевёрнутых шестёрок» 1999-й, завершавший к
тому же второе тысячелетие от Рождества Христова. А в этот момент к власти в
России приходит Владимир Путин, начинается собирание Державы. Снова общество и
власть оказались в диссонансе».
В
этом же разделе цикл остро публицистических статей на современные международные
темы инженера и писателя Игоря Соловьева «Японцы нам напомнили…», «Когда
выползает пауэллко», «Ковровая смерть на земле палестинской» и целого ряда
других. Острое перо писателя всё оценивает с точки зрения справедливости и
совести.
Тут
же критическая статья Валерия Сдобнякова на третий роман «Причастие» задуманной
Владимиром Чугуновым тетралогии «Наследники». Автор так заканчивает свой анализ
произведения.
«Испытав все пороки атеистического общества, разочаровавшись в мертвящем
пропагандистском дурмане партийного коммунистического официоза, они трудной
дорогой, блуждая и теряясь, пришли к свету. Пришли к Причастию.
Это то поколение молодёжи, которое сквозь лишения, жертвенно, вернуло
Россию к истинному духовному началу – вечному ее пути. Мы ещё даже не в
состоянии осмыслить величия совершенного ими. Совершенного подвига ради
духовного возрождения Отечества.
Они оказались истинными
НАСЛЕДНИКАМИ!»
В
разделе «Театр» на новости театральной жизни Нижнего Новгорода откликнулась
профессор, доктор филологических наук Виктория Трофимовна Захарова публикацией
«Иван Бунин на сцене Учебного театра». Подкупает то, что на просмотр спектакля
известный и авторитетный в городе литературовед привлекла своих студентов,
которые так же написали отзывы об увиденном. В конце материала помещён текст
«Разговор после спектакля» беседы профессора с режиссёром постановки,
заслуженным артистом России, профессором А.В. Мюрисепом.
Художественные
страницы 81-го выпуска журнала «Вертикаль. XXI век» – наряду с поэтическими
голосами москвичей отданы местным поэту и прозаику: циклу стихов «Наследье
Пскова» Ларисы Егоршиной («Поэтическое краеведение») и рассказу «Валюшино утро»
Леонида Чигина («Современные нравы»).
Отражая
несомненную патриотическую и духовную основу 81-го выпуска, первая и четвёртая
страницы обложки журнала знакомят заинтересованного читателя с репродукциями
картин художника Александра Фёдоровича Важнёва. Первая на современную тему
(«Благодарная Россия»), вторые на евангельские сюжеты («Пойди, умойся в
купальне Силоам», «И не препятствуйте им приходить ко Мне»).
Традиционно
довольно большой раздел «Наша хроника» знакомит с новостями редакционной жизни,
произошедшими наиболее интересными встречами и событиями.
Комментарии
Отправить комментарий